• Валентин Буганов

Жизненные позиции и сценарии в ТА Часть 1

Пост обновлен 15 мая 2019 г.

Концепция сценария и сценарный анализ являются одной из центральных концепций в ТА. Упоминания данной идеи можно встретить во многих работах Э. Берна, но наиболее полно она раскрыта в книге «Что мы говорим после того, как сказали «Привет».


Стоит отличать жизненный путь или судьбу и сценарий жизни. Берн считал, что жизненный путь человека, или его судьба может быть четырех типов: сценарным, не сценарным, независимым и насильственным. Под сценарием Берн понимал некий жизненный план, некий инструмент структурирования времени, который человек принимает для себя в детстве под влиянием родительского программирования и генетики и может руководствоваться им всю жизнь. И если условия появления на свет, свое рождение человек не может изменить, то изменить финальную сцену своего сценария, путь к ней в его силах.


Эрскин определял сценарий как жизненный план, основанный на интроекциях или решениях, принятых од давлением на каждой стадии развития, и которые затормаживают спонтанность и ограничивают гибкость при решении проблем и во взаимодействиях с людьми.


Одной из основ сценария являются жизненные (экзистенциальные) позиции, которые формируются в первые годы жизни. Клод Штайнер считал, что эти позиции формируются из взаимодействия с матерью. Это может быть желанность/не желанность ребёнка, условия появления на свет, ожидание родителей, социальное и семейное программирование.


Различают четыре жизненные позиции:


1. Я – Ок, Ты – Ок. ++.

2. Я – не Ок, Ты – Ок. -+

3. Я – Ок, Ты – не Ок. +-

4. Я – не Ок, Ты – не ОК. –


Любая жизненная позиция требует постоянного подтверждения. Такое подтверждение человек может получать через психологические игры, которые в свою очередь служат для продвижения по сценарию. Стоит отметить, что


а) в разных ситуациях могут проявляться разные жизненные позиции, но есть одна доминирующая, определяющая сценарий.

б) жизненные позиции могут изменяться в течении жизни (как правило вместе с жизненным сценарием), например, в результате значительного жизненного события или в процессе личной психотерапии.


Некоторые авторы считают, что изменение доминирующей жизненной позиции может быть только последовательной, т. е. из 4 в 3, из 3 в 2, из в 2 в 1ю, и такое движение можно интерпретировать как процесс изменения сценария.


Формирование сценария можно разделить на следующие этапы:


1. Беременность и младенчество

Первые наброски, с большей степени зависящие от матери. Ее отношение, семейные мифы, эмоциональная атмосфера и т. д. Ребёнок получает первые (основные) предписания и разрешения.


2. Детство, симбиоз, семья.

В этот период определяется «сюжет», набор рэкетов. Первые «игровые» пробы. Человек получает основные разрешения и предписания. Определяется будущая личностная адаптация.


3. Подростковый возраст

Генеральная репетиция и проба сценария. Отделение от родителей и ощущение свободы выбора. Формирование драйверного поведения и антисценария. Симбиоз здоровый, нездоровый, конкурирующий, симбиоз второго порядка. «Любой симбиоз является попыткой осуществить потребности роста, которые не были удовлетворены в детском возрасте … человек, находящийся в симбиозе, для удовлетворения своих потребностей использует старые стратегии поведения»(Стюард, Джонс, 1996). Другими словами, человек постоянно транслирует свои детские ситуации, оставляю свои нужды неудовлетворенными.


Литература:

Шустов Д. И. Руководство по клиническому трансактному анализу. - М.: "Когито-Центр", 2009. - 367 с.

Зуйкова Н. Л. Консультирование и психотерапия методом "Трансактный анализ": учебно-методическое пособие. - М.: ООО "Издательство МБА", 2013. - 160 с.

Стюарт Я., Джойнс В. Современный трансактный анализ. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - 332 с.

© 2014-2019 Буганов Валентин Александрович